Оптимизация экологического, эколого-валеологического образования на селе (2014г)
Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой, возрастающие масштабы антропогенных воздействий на природу и как следствие этого ухудшение здоровья новых поколений, желание мирового сообщества перейти на устойчивое эколого-экономическое развитие, актуализируют проблему формирования гармоничных взаимоотношений человека с окружающей средой и активного отношения к своему здоровью.
Глубокая взаимосвязь между здоровьем человека и состоянием окружающей среды, нашедшая свое отражение в современных экологических и валеологических знаниях, актуализировала проблему эколого-валеологического образования, которое ориентировано на формирование гармоничных взаимоотношений в системе «человек - природа - общество».
При условии формирования гармоничных взаимоотношений человека и окружающей среды, целостных представлений о себе и окружающем мире, в основе которых находится главная ценность — здоровье, изменения отношения к самому себе можно решить современные проблемы, связанные со здоровьем.
Важнейшим звеном непрерывного эколого-валеологического образования является школьное общее образование, основные задачи которого - заложить и развивать основы гармоничных отношений детей с окружающей средой, характеризующиеся проявлением познавательного, нравственного, эстетического, практического аспектов, а также активностью по отношению к своему здоровью. В современном мире преобладает потребительский подход к окружающей природе, а более того, к своему организму и здоровью, поэтому эколого-валеологическое образование имеет большое значение именно сегодня. Реализация эколого-валеологического образования способствует формированию гармоничных отношений с окружающей средой , создает мотивации активного отношения к своему здоровью.
Для формирования гармоничных отношений с окружающей средой в МБОУ Половинская СОШ в 2013 году была разработана и принята программа развития "Школа экологического образования на селе".
Цель программы:
Повышение результативности экологического образования, просвещения, формирования экологической культуры здоровьеформирования, здоровьесбережения и внедрение идей и принципов устойчивого развития в жизнь образовательного учреждения, в условиях внедрения ФГОС нового поколения
Задачи программы:
- Создание условий для целенаправленного воспитания экологической культуры учащихся, формирования системы устойчивых экологических знаний и умений, потребности бережного отношения к природе и её охране и практической деятельности в рамках экологического образования.
2. Углубление и расширение содержания экологического образования, правильного и здорового образа жизни на селе, новой информацией, формами и способами ее приобретения.
3. Разработка модели ученика с навыками экологической культуры и ведения правильного и здорового образа жизни.
4. Создание мотивационных подходов для субъектов образовательного процесса на правильный и здоровый образ жизни и формирование экологической культуры для сохранения сибирского здоровья.
5. Создание системы непрерывного экообразования, здоровьеформирования, здоровьесбережения в ОУ
Учебные нагрузки требует ежедневного физического и психического напряжения учащихся и педагогов. Создание организационно-педагогических, материально-технических и санитарно-гигиенических условий здоровьесбережения учащихся и сотрудников стало главной заботой в формировании здоровьесберегающего пространства школы:
- здание школы, включая классные помещения, рекреации, а также оборудование, школьная мебель соответствуют требованиям СанПиН и Правилам пожарной безопасности;
- учебные занятия в школе проводятся в одну смену, во второй половине дня школа функционирует для внеклассной и кружковой работы, занятий спортом;
- школа имеет определенную материально-техническую базу: столовую на 180 посадочных мест, медицинский кабинет, спортивный зал, оборудованный необходимым инвентарем по разделам программы.
- на пришкольном участке оборудован спортивный комплекс, использующийся для занятий на свежем воздухе, мотивации двигательной активности детей.
- осуществляется контроль качества поступающих продуктов на пищеблок, соблюдения сроков реализации продуктов, качества приготовления продукции;
- осуществляется соблюдение питьевого режима;
- во время проведения уроков проводятся динамические паузы, физкультминутки, подвижные перемены;
- во внеурочное время проводятся спортивные часы и соревнования по разным видам спорта;
- учебные нагрузки не превышают возрастные нормативы, оговоренные в СанПиН;
- в школе существует наглядная агитация по безопасности детей на дорогах, пожарной и антитеррористической безопасности, профилактике инфекционных заболеваний;
- проводятся мероприятия по профилактике гриппа, ОРЗ в период сезонного подъема заболеваемости (вакцинация детей и сотрудников от гриппа, витаминизация); осмотр детей на педикулез, осуществляется контроль за режимом учебной работы, отдыха учащихся;
- осуществляются регулярные медицинские осмотры с участием специалистов;
- родители активно участвуют в реализации планов школы по содействию сохранения и укрепления здоровья школьников;
В школе созданы все необходимые условия для развития здоровьесберегающей деятельности.
Прошедший учебный год был подготовительным, на этом этапе был проведен:
- анализ литературы, разработаны текущий и перспективный учебные планы,
- проведено планирование экологической и эковалеологической работы,
-тестирование педагогического коллектива по выявлению затруднений в эколого - валеологическом воспитании обучающихся,
- осуществлена подготовка педагогического коллектива по проблемам непрерывного экологического образования в общеобразовательной школе,
- организован родительский лекторий, тестирование родителей и педагогов по теме "Что такое экологическое образование?" (Экспресс - тест Игольницына Л.М.),
- проведена оценка уровня развития личности учащихся ("Эколого - валеологическое тестирование" Игольнициына Л.М.),
- определены организационно-педагогические условия реализации системы непрерывного экологического образования на базе школы и апробирование механизмов их осуществления.
В самом начале подготовительного этапа были проведены родительский лекторий и тестирование родителей и педагогов "Что такое экологическое образование?" (Экспресс-тест Игольницына Л.М.)
Экспресс-тест позволил выявить какие характеристики экологического образования являются общими для родителей и педагогического коллектива.
|
Утверждения
|
Общие хар-ки
|
1
|
Экологическое образование должно в большей мере ориентироваться на общество, а не на природу.
|
|
2
|
Цель экологического образования заключается в том чтобы изменить к лучшему отношение людей к использованию окружающей среды.
|
+
|
3
|
Экологическое образование без рассмотрения политических аспектов невозможно.
|
|
4
|
Важно, чтобы люди знали о процессах, протекающих в природе, и бережно относились к окружающей среде:
|
+
|
5
|
В качестве основы экологического образования необходимо изучение не только естественных наук, но также социальных и экономических дисциплин, вклад которых в экологическое образование не менее значителен.
|
+
|
6
|
В экологическом образовании важно, чтобы ученики
узнали о глобальных экологических проблемах, например - о разрушении озонового слоя, а не о мелких местных проблемах.
|
|
7
|
Для стимулирования внимания к окружающей среде со
стороны ваших учеников вам следовало бы начать с негативных примеров, таких как экологические катастрофы, связанные с разливами нефти в море и загрязнением в результате этого прибрежных пляжей.
|
|
8
|
Экологическое образование должно быть конкретным предметом в программе обучения начальной и средней школы
|
+
|
9
|
Экологическое образование в первую очередь
должно быть ориентировано на личный опыт подростков в меньшей степени на содержание предмета
|
|
10
|
Экологическое образование должно быть
составной частью таких взаимосвязанных тем о6учения как здоровый образ жизни и основы гражданского права.
|
|
Затруднения педагогов в организации экологического, гигиенического валеологического образования (Игольницына Л.М.,2013)
Трудности
|
1 группа стаж до 5 лет
|
2 группа стаж от 5 до 10 лет
|
3 группа стаж свыше 10 лет
|
Недостаточны знания по экологии, гигиене, валеологии
|
1
|
-
|
2
|
Слабое знание методики преподавания предмета, факультатива, спецкурса и их оптимизации
|
1
|
2
|
2
|
Недостаточное знание теории эколого-гигиенического воспитания
|
1
|
1
|
1
|
Недостаток учебно-методической литературы по вопросам экологического, гигиенического валеологического образования учащихся
|
1
|
1
|
2
|
Слабое знание психологических дисциплин
|
1
|
-
|
3
|
Отсутствие практических умений, навыков по исследованию гигиенических условий обучения
|
1
|
1
|
2
|
Отсутствие умений, навыков, компетенций в организации и проведении оптимального эколого-гигиенического, валеологического образования учащихся
|
1
|
1
|
3
|
Недостаточное знание природы
|
1
|
-
|
-
|
Недостаточные знания для определения физического развития, психосоматического статуса учащихся
|
1
|
2
|
3
|
Неумение вести мониторинг за ЭГЗУН учащихся
|
1
|
2
|
3
|
Трудности: недостаточные знания для определения физического развития, психосоматического статуса учащихся (60%), неумение вести мониторинг ЭГЗУН учащихся (60%), отсутствие компетенций, умений, знаний, в организации и проведении оптимального эколого-гигиенического и валеологического образования учащихся (50%) и слабое знание методики преподавания спецкурса (50%)
Использование различных форм организации внеклассной воспитательной эколого-валеологической работы педагогами
Формы организации внеклассной воспитательной эколого-гигиенической,эколого-валеологической работы
|
Используют учителя
|
Стаж работы до 5 лет
|
Стаж работы больше 5 лет
|
Лекции
|
1
|
4
|
Беседы
|
2
|
7
|
Работа в кружках
|
1
|
3
|
Деловые, имитационные эколого-гигиенические эколого-валеологические игры
|
1
|
1
|
Внеклассное чтение литературы по экологии, гигиене, валеологии.
|
1
|
4
|
Работа в кабинете школы
|
2
|
6
|
Работа в экологическом музее и др. структурах
|
1
|
2
|
Конференции
|
1
|
3
|
Работа в теплице
|
1
|
-
|
Диспуты на зколого-валеологические темы
|
1
|
2
|
Вечера по предмету (экологической, валеологической направленности)
|
1
|
2
|
Экскурсии
|
1
|
6
|
Олимпиады
|
1
|
2
|
Конкурсы по эколого-валеологической тематике
|
2
|
4
|
Экопоходы, экоакции,
Эко-валео-контроль личности
|
1
|
4
|
Основные формы организации внеклассной воспитательной эколого-валеологической работы педагогами: беседа, работа в кабинете, экскурсии, конкурсы по экологической тематике. также выделяют многие: лекции, внеклассные чтения, экопоходы, экоакции. Мало используются: деловые игры, работа в различных структурах экологического направления, предметные вечера, олимпиады.
Диагностика затруднений педагогов в эколого-валеологическом воспитании обучающихся (Игольницына Л.М.)
№
п/п
|
Аспект педагогической деятельности
|
Степень затруднений
|
Очень сильно
|
Сильно
|
Средняя
|
1.
|
Планирование воспитательной работы с эколого-валеологическим содержанием
|
|
1
|
9
|
2.
|
Умение поставить цель и задачи экологической,валеологической воспитательной работы.
|
|
1
|
9
|
3.
|
Выбор форм воспитательной экологической работы.
|
|
1
|
7
|
4.
|
Введение инновационных, экологических, валеологических форм воспитательной работы.
|
1
|
3
|
4
|
5.
|
Знание детской возрастной психологии.
|
|
|
2
|
6.
|
Организация интересной жизни в классе с эко-валео -составляющей
|
|
4
|
3
|
7.
|
Индивидуальная эколого-валеологическая работа с обучающимися.
|
|
3
|
4
|
8.
|
Работа с «трудными» учениками.
|
1
|
2
|
7
|
9.
|
Работа с родителями эколого-валеологического содержания.
|
|
7
|
2
|
10.
|
Организация детей на участие в общешкольной эколого-валеологической жизни.
|
|
3
|
4
|
11.
|
Знание взаимоотношений в классе.
|
|
|
|
12.
|
Формы работы по самообразованию.
|
|
2
|
6
|
Сильно затрудняются при введении инновационных, экологических, валеологических форм воспитательной работы, выборе форм воспитательной экологической работы, при работе с родителями эколого-валеологического содержания, организации интересной жизни в классе с эко-валео -составляющей.
Рейтинг значимости групп факторов готовности педагога к эколого-валеологической воспитательной, учебной деятельности
(Игольницына Л.М.),(Пример)
№
п/п
|
Группы факторов готовности учителя к эколого-валеологической воспитательной деятельности
|
Оценка в баллах
|
1.
|
Личностные качества:
|
7,6
|
|
духовно-нравственные
|
7,9
|
|
интеллектуальные
|
7,3
|
|
гражданские
|
7,6
|
2
|
Профессиональная и экологическая культура учителя ,воспитателя
|
6,4
|
2.1
|
Знание базовых педагогических и эколого-валеологических понятий
|
7,3
|
2.2
|
Знание воспитательных систем и теорий
|
6,2
|
2.3
|
Проектировочные экологические умения, компетенции
|
6,1
|
2.4
|
Организационные умения
|
6,8
|
2.5
|
Коммуникативные умения
|
7,1
|
2.6
|
Диагностические умения
|
6,3
|
2.7
|
Исследовательские умения
|
7
|
|
Средний балл
|
7
|
Влияние нравственных качеств на готовность учителя, воспитателя
к эколого-валеологической деятельности( Игольницына Л.М.).
№
п/п
|
Нравственные качества
|
Оценка в баллах
|
1
|
Великодушие
|
7,4
|
2
|
Доброжелательность
|
7,1
|
3
|
Уважительность
|
8,2
|
4
|
Тактичность
|
7,5
|
5
|
Сопереживание
|
7,8
|
6
|
Внимательность
|
7,0
|
7
|
Совестливость
|
8,0
|
|
Средние показатели по группе
|
7,7
|
Влияние интеллектуальных качеств на готовность педагога к эколого-валеологической образовательной деятельности (Игольницына Л.М.)
№
п/п
|
Интеллектуальные качества
|
Оценка в баллах
|
1
|
Способность понять другого
|
7,4
|
2
|
Толерантность к инакомыслию, животным.
|
7,6
|
3
|
Самокритичность
|
7,1
|
4
|
Способность к саморазвитию
|
7,1
|
5
|
Творческая активность в эколого-валеологической направленности
|
7,1
|
6
|
Эрудированность
|
6,8
|
7
|
Способность к самоанализу
|
6,8
|
|
Средние показатели по группе
|
7,1
|
Влияние гражданских качеств на готовность педагога к эколого-валеологической образовательной деятельности( Игольницына Л.М.)
№
п/п
|
Гражданские качества
|
Оценка в баллах
|
1
|
Гуманизм, любовь к детям, природе.
|
8
|
2
|
Патриотизм
|
8
|
3
|
Независимость экологических убеждений
|
7,1
|
4
|
Принципиальность
|
7,2
|
5
|
Справедливость
|
7,6
|
6
|
Социальная эколого-валеологическая активность
|
6,9
|
7
|
Чувство долга, ответственность
|
7,7
|
|
Средние показатели по группе
|
7,5
|
Проведенная нами диагностика готовности педагогов к эколого-валеологической образовательной деятельности, позволяет на основе самооценки личностных качеств: это гражданские, нравственные, интеллектуальные качества, а также базовых педагогических и эколого-валеологических знаний, умений, компетенций определить уровень готовности педагогов к эколого-валеологической деятельности.
Сравнивая данные, можно сделать следующие выводы:
- Среди личностных качеств наиболее значимое влияние на готовность педагогов к образовательной эколого-валеологической деятельности оказывают духовно-нравственные качества: такие как сопереживание (7,8), уважительность (8,2), совестливость (8.0).
Средний показатель по группе нравственных качеств составляет (7.7)
- Следующим по рейтингу значимости являются интеллектуальные качества: наименьшую значимость имеют такие качества, как эрудированность (6.8) и способность к самоанализу (6.8). Наиболее значимым среди интеллектуальных качеств педагогов являются: способность понять другого, толерантность к инакомыслию (7.4, 7.6)
- Значимость гражданских качеств составляет (7.5). Среди гражданских качеств педагоги выделяют такие: любовь к детям, природе (8.0), патриотизм (8.0). Наименее значимым для учителей – социальная эколого-валеологическая активность (6.9).
4. Анализируя уровень развития профессиональной и экологической культуры педагога, который составляет (7), выделяем наиболее низкий уровень знаний воспитательных систем и теорий, проектировочных (6.2, 6.1) и диагностических умений (6.3). Проведенная оценка значимости личностных факторов готовности учителя к эко-валеологической деятельности, с целью осуществления эффективного воспитательного процесса, говорит о необходимости постоянного саморазвития и самосовершенствования личностных качеств , профессиональной и эколого-валеологической культуры педагога.
Проведенный анализ готовности педагогического коллектива к реализации программы развития школы на начальном этапе подвел к необходимости повышения квалификации в области экологического и эковалеологического образования. В декабре 2013 - январе 2014 года на базе школы были организованы выездные курсы повышения квалификации педагогов, под руководством Игольницыной Л.М. доктор биологических наук, эколог-гигиенист, профессор ИПКРО.
Был разработан общешкольный план работы с включением эколого-валеологической работы, но необходимо еще поработать над планами внеклассной эколого-валеологической работы учителей - предметников, и над планированием самой системы работы.
В конце учебного года (2013 - 2014) и в начале 2014 - 2015 учебного года была проведена оценка эффективности воспитательных экологических мероприятий.
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МЕРОПРИЯТИЯ
(Игольницына Л.М.,2012)
№/№
|
Качественные характеристики
|
Показатели
|
Май 2014
|
Октябрь 2014
|
1.
|
Вовлечение учащихся в активную экодеятельность:
• Определены цели и задачи;
• Организованы действия учащихся по принятию цели экодеятельности
|
|
|
2.
|
Формы и методы обеспечили:
• Сотрудничество учителя и учащихся;
• Сотрудничество между учащимися;
• Воспитание положительных привычек и приемов поведения;
• Развитие классного коллектива
|
|
|
3.
|
Учет индивидуальных особенностей учащихся.
|
|
|
4.
|
Созданы условия, способствующие:
• Развитию качеств личности;
• Самопроявлению каждого учащегося
|
|
|
5.
|
Качество внешних отношений обеспечило:
• Экологию взаимоотношений;
• Уверенность учащихся в себе.
|
|
|
6.
|
Соответствие характера деятельности возрастным особенностям учащихся
|
|
|
7.
|
Рефлексия.
|
|
|
|
Эффективность экологического воспитательного мероприятия
|
89 - 94%
|
78-88%
|
Проведенная оценка эффективности экологических воспитательных мероприятий показала средний и выше среднего уровни (установившийся и развивающийся уровни).
В сентябре 2014 года был определен экспериментальный класс, в котором была проведена оценка уровня развития личности учащихся ("эколого-валеологическое тестирование" Игольницына Л.М.), которая показала, что в физическом развитии учащиеся имеют в основном отличное здоровье (70), лишь изредка сопровождаемые быстро проходящими заболеваниями. 20% учащихся имеют хронические заболевания, которые существенно снижают их трудоспособность, редко проявляют заботу о своем здоровье.
В учебной деятельности высокий уровень сознательности и прилежания по отношению к учебе имеют 70% учащихся, их мотив в учении - это получение новых знаний, заинтересованность в разноплановой новой информации, хорошо осваивают программный материал, с достаточным уровнем самоорганизации в учебе. 30% учащихся проявляют удовлетворительный и слабый уровень прилежания, присутствует мотивация изучения отдельных предметов.
Психологическое здоровье учащихся, в частности, уровень конструктивного мышления соответствует возрастной норме (90%), внимание иногда бывает недостаточно устойчивым (40%), эмоциональные процессы сбалансированы, уровень развития способности к позитивному целеполаганию у 20% учащихся средний, что говорит о том, что они имеют внутреннюю потребность научиться позитивному целеполаганию, однако собственные навыки к этому в данный момент недостаточно сформированы. 90% учащихся имеют достаточный и высокий уровень развития коммуникативной компетенции. 10% - средний уровень, не всегда адекватно оценивают свои возможности и ситуацию.
Социальная готовность учащихся класса: культура поведения - 90% знают и соблюдают правила поведения, отвечающие требованиям общества, способны различать "плохие" и "хорошие" поступки, поддерживают отношения с ближайшими родственниками, осуждают сквернословие и избегают нецензурных выражений.
Наличие жизненных навыков и навыков самообслуживания: имеют ЗУНы по самообслуживанию и необходимые жизненные навыки 60% учащихся, 20% имеют неглубокое понимание важности труда, выполняют трудовые обязанности под контролем взрослых, случается и игнорируют.
Для исследования процессов памяти: запоминания, сохранения и воспроизведения, была использована методика А.Р. Лурия "Заучивание 10 слов". У 80% учащихся с каждым воспроизведением количество названных слов увеличивалось, у 20% график запоминания имел зигзагообразный характер, объем запоминаемого материала от повторения к повторению уменьшался, что свидетельствует о неустойчивости и колебаниях внимания.
Полученные данные свидетельствуют о том, что работа ведется на начальном уровне, практически по всем показателям.
В работе с экспериментальным классом для работы с отдельными детьми необходима индивидуальная эколого-валеологическая работа.
Педагогическому коллективу необходимо осознание того, что каждый и |