Вторник, 30.04.2024, 23:38
МБОУ Половинская СОШ
Приветствую Вас Гость | RSS
                                                                     Включить версию для слабовидящих
Основные сведения об образовательной организации
УВП
Поиск по сайту
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 18
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Оптимизация экологического, эколого-валеологического образования на селе (2014г)

            Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой, возрастающие масштабы антропогенных воздействий на природу и как следствие этого ухудшение здоровья новых поколений, желание мирового сообщества перейти на устойчивое эколого-экономическое развитие, актуализируют проблему формирования гармоничных взаимоотношений человека с окружающей средой и активного отношения к своему здоровью.

            Глубокая взаимосвязь между здоровьем человека и состоянием окружающей среды, нашедшая свое отражение в современных экологических и валеологических знаниях, актуализировала проблему эколого-валеологического образования, которое ориентировано на формирование гармоничных взаимоотношений в системе «человек - природа - общество».

            При условии формирования гармоничных взаимоотношений человека и окружающей среды, целостных представлений о себе и окружающем мире, в основе которых находится главная ценность — здоровье, изменения отношения к самому себе можно решить современные проблемы, связанные со здоровьем.

            Важнейшим звеном непрерывного эколого-валеологического образования является школьное общее образование, основные задачи которого - заложить и развивать основы гармоничных отношений детей с окружающей средой, характеризующиеся проявлением познавательного, нравственного, эстетического, практического аспектов, а также активностью по отношению к своему здоровью. В современном мире преобладает потребительский подход к окружающей природе, а более того, к своему организму и здоровью, поэтому эколого-валеологическое образование имеет большое значение именно сегодня. Реализация эколого-валеологического образования способствует формированию гармоничных отношений с окружающей средой , создает мотивации активного отношения к своему здоровью.

            Для формирования гармоничных отношений с окружающей средой в МБОУ Половинская СОШ в 2013 году была разработана и принята программа развития "Школа экологического образования на селе".

         Цель программы:

Повышение результативности экологического образования, просвещения, формирования экологической культуры здоровьеформирования, здоровьесбережения и внедрение идей и принципов  устойчивого развития в жизнь образовательного  учреждения, в условиях внедрения ФГОС нового поколения

Задачи программы:

  1. Создание условий для целенаправленного воспитания экологической культуры учащихся, формирования системы устойчивых экологических знаний и умений, потребности  бережного отношения к природе и её охране и практической деятельности в рамках экологического образования.

2. Углубление и расширение содержания   экологического образования, правильного и здорового образа жизни на селе, новой информацией, формами и способами ее приобретения.

3. Разработка модели ученика с навыками экологической  культуры и ведения правильного и здорового образа жизни.

4. Создание мотивационных подходов для субъектов образовательного процесса  на правильный и  здоровый образ жизни  и формирование экологической культуры для сохранения сибирского здоровья.

5. Создание системы непрерывного экообразования, здоровьеформирования, здоровьесбережения в ОУ

            Учебные нагрузки требует ежедневного физического и психического напряжения учащихся и педагогов. Создание организационно-педагогических, материально-технических и санитарно-гигиенических условий здоровьесбережения учащихся и сотрудников стало главной заботой в формировании здоровьесберегающего пространства школы:

- здание школы, включая классные помещения, рекреации, а также оборудование, школьная мебель соответствуют требованиям СанПиН и Правилам пожарной безопасности;

- учебные занятия в школе проводятся в одну смену, во второй половине дня школа функционирует для внеклассной и кружковой работы, занятий спортом;

- школа имеет определенную материально-техническую базу: столовую на 180 посадочных мест, медицинский кабинет, спортивный зал, оборудованный необходимым инвентарем по разделам программы.

- на пришкольном участке оборудован спортивный комплекс, использующийся для занятий на свежем воздухе, мотивации двигательной активности детей.

- осуществляется контроль качества поступающих продуктов на пищеблок, соблюдения сроков реализации продуктов, качества приготовления продукции;

-  осуществляется соблюдение питьевого режима;

- во время проведения уроков проводятся динамические паузы, физкультминутки, подвижные перемены;

- во внеурочное время проводятся спортивные часы и соревнования по разным видам спорта;

- учебные нагрузки не превышают возрастные нормативы, оговоренные в СанПиН;

- в школе существует наглядная агитация по безопасности детей на дорогах, пожарной и антитеррористической безопасности, профилактике инфекционных заболеваний;

- проводятся мероприятия по профилактике гриппа, ОРЗ в период сезонного подъема заболеваемости (вакцинация детей и сотрудников от гриппа, витаминизация); осмотр детей на педикулез, осуществляется контроль за режимом учебной работы, отдыха учащихся;

- осуществляются регулярные медицинские осмотры с участием специалистов;

- родители активно участвуют в реализации планов школы по содействию сохранения и укрепления здоровья школьников;

            В школе созданы все необходимые условия для развития здоровьесберегающей деятельности.

            Прошедший учебный год был подготовительным, на этом этапе был проведен:

- анализ литературы, разработаны текущий и перспективный учебные планы,

- проведено планирование экологической и эковалеологической работы,

-тестирование педагогического коллектива по выявлению затруднений в эколого - валеологическом воспитании обучающихся,

- осуществлена подготовка педагогического коллектива по проблемам непрерывного экологического образования в общеобразовательной школе,

- организован родительский лекторий, тестирование родителей и педагогов по теме "Что такое экологическое образование?" (Экспресс - тест Игольницына Л.М.),

- проведена оценка уровня развития личности учащихся ("Эколого - валеологическое тестирование" Игольнициына Л.М.),

- определены организационно-педагогические условия реализации системы непрерывного экологического образования на базе школы и апробирование механизмов их осуществления.

            В самом начале подготовительного этапа были проведены родительский лекторий и тестирование родителей и педагогов "Что такое экологическое образование?" (Экспресс-тест Игольницына Л.М.)

            Экспресс-тест позволил выявить какие характеристики экологического образования являются общими для родителей и педагогического коллектива.

 

 

Утверждения

Общие хар-ки

1

Экологическое образование должно в большей мере       ориентироваться на общество, а не на природу.

 

2

Цель экологического образования заключается в том   чтобы          изменить к лучшему отношение людей к использованию окружающей среды.

+

3

Экологическое образование без рассмотрения политических аспектов невозможно.

 

4

Важно, чтобы люди знали о процессах, протекающих в         природе, и бережно относились к окружающей среде:

+

5

В качестве основы экологического образования необходимо     изучение не только естественных наук, но также социальных и экономических дисциплин, вклад которых в экологическое образование не менее значителен.                             

+

6

В экологическом образовании важно, чтобы ученики

узнали о глобальных экологических проблемах, например - о разрушении озонового слоя, а не о мелких местных проблемах.    

 

7

Для стимулирования внимания к окружающей среде со

стороны ваших учеников вам следовало бы начать с негативных примеров, таких как экологические катастрофы, связанные с разливами нефти в море и загрязнением в результате этого прибрежных пляжей.        

 

8

Экологическое образование должно быть конкретным предметом в программе обучения начальной и средней школы 

+

9

Экологическое образование в первую очередь

должно быть ориентировано на личный опыт подростков в меньшей степени на содержание предмета                                           

 

10

Экологическое образование должно быть

составной частью таких взаимосвязанных тем о6учения как здоровый образ жизни и основы гражданского права.                  

 

 

Затруднения педагогов в организации экологического, гигиенического валеологического образования (Игольницына Л.М.,2013)

 

Трудности

1 группа стаж до 5 лет

2 группа стаж от 5 до 10 лет

3 группа стаж свыше 10 лет

Недостаточны знания по экологии, гигиене, валеологии

1

-

2

Слабое знание методики преподавания предмета, факультатива, спецкурса и их оптимизации

1

2

2

Недостаточное знание теории эколого-гигиенического воспитания

1

1

1

Недостаток учебно-методической литературы по вопросам экологического, гигиенического валеологического образования учащихся

1

1

2

Слабое знание психологических дисциплин

1

-

3

Отсутствие практических умений, навыков по исследованию гигиенических условий обучения

1

1

2

Отсутствие умений, навыков, компетенций в организации и проведении оптимального эколого-гигиенического, валеологического образования учащихся

1

1

3

Недостаточное знание природы

1

-

-

Недостаточные знания для определения физического развития, психосоматического статуса учащихся

1

2

3

Неумение вести мониторинг за ЭГЗУН учащихся

1

2

3

Трудности: недостаточные знания для определения физического развития, психосоматического статуса учащихся (60%), неумение вести мониторинг ЭГЗУН учащихся (60%), отсутствие компетенций, умений, знаний, в организации и проведении оптимального эколого-гигиенического и валеологического образования учащихся (50%) и слабое знание методики преподавания спецкурса (50%)

 

Использование различных форм организации внеклассной воспитательной эколого-валеологической работы педагогами

 

Формы организации внеклассной воспитательной эколого-гигиенической,эколого-валеологической работы

Используют учителя

Стаж работы до 5 лет

Стаж работы больше 5 лет

Лекции

1

4

Беседы

2

7

Работа в кружках

1

3

Деловые, имитационные эколого-гигиенические эколого-валеологические игры

1

1

Внеклассное чтение литературы по экологии, гигиене, валеологии.

1

4

Работа в кабинете школы

2

6

Работа в экологическом музее и др. структурах

1

2

Конференции

1

3

Работа в теплице

1

-

Диспуты на зколого-валеологические темы

1

2

Вечера по предмету (экологической, валеологической направленности)

1

2

Экскурсии

1

6

Олимпиады

1

2

Конкурсы по эколого-валеологической тематике

2

4

Экопоходы, экоакции,

 Эко-валео-контроль личности

1

4

            Основные формы организации внеклассной воспитательной эколого-валеологической работы педагогами: беседа, работа в кабинете, экскурсии, конкурсы по экологической тематике. также выделяют многие: лекции, внеклассные чтения, экопоходы, экоакции. Мало используются: деловые игры, работа в различных структурах экологического направления, предметные вечера, олимпиады.

 

Диагностика затруднений педагогов в эколого-валеологическом воспитании обучающихся (Игольницына Л.М.)

п/п

Аспект педагогической деятельности

Степень затруднений

Очень сильно

Сильно

Средняя

1.

Планирование воспитательной работы с эколого-валеологическим содержанием

 

1

9

2.

Умение поставить цель и задачи экологической,валеологической  воспитательной работы.

 

1

9

3.

Выбор форм воспитательной экологической  работы.

 

1

7

4.

Введение инновационных, экологических, валеологических форм воспитательной работы.

1

3

4

5.

Знание детской возрастной психологии.

 

 

2

6.

Организация интересной жизни в классе с эко-валео -составляющей

 

4

3

7.

Индивидуальная эколого-валеологическая  работа с обучающимися.

 

3

4

8.

Работа с «трудными» учениками.

1

2

7

9.

Работа с родителями эколого-валеологического содержания.

 

7

2

10.

Организация детей на участие в общешкольной эколого-валеологической жизни.

 

3

4

11.

Знание взаимоотношений в классе.

 

 

 

12.

Формы работы по самообразованию.

 

2

6

 Сильно затрудняются при введении инновационных, экологических, валеологических форм воспитательной работы, выборе форм воспитательной экологической работы, при работе с родителями эколого-валеологического содержания, организации интересной жизни в классе с эко-валео -составляющей.

 

Рейтинг значимости групп факторов готовности педагога к эколого-валеологической   воспитательной, учебной деятельности

                                          (Игольницына Л.М.),(Пример)

п/п

 

Группы факторов готовности учителя к эколого-валеологической воспитательной деятельности

 

Оценка в баллах

1.

Личностные качества:

7,6

 

духовно-нравственные

7,9

 

интеллектуальные

7,3

 

гражданские

7,6

2

Профессиональная  и экологическая культура учителя ,воспитателя

6,4

2.1

Знание базовых педагогических и эколого-валеологических понятий

7,3

2.2

Знание воспитательных систем и теорий

6,2

2.3

Проектировочные  экологические умения, компетенции

6,1

2.4

Организационные умения

6,8

2.5

Коммуникативные умения

7,1

2.6

Диагностические умения

6,3

2.7

Исследовательские умения

7

 

Средний балл

7

 

Влияние нравственных качеств на готовность учителя, воспитателя

 к эколого-валеологической деятельности( Игольницына Л.М.).

 

п/п

Нравственные качества

Оценка в баллах

1

Великодушие

7,4

2

Доброжелательность

7,1

3

Уважительность

8,2

4

Тактичность

7,5

5

Сопереживание

7,8

6

Внимательность

7,0

7

Совестливость

8,0

 

Средние показатели по группе

7,7

 

Влияние интеллектуальных качеств на готовность педагога к эколого-валеологической образовательной деятельности (Игольницына Л.М.)

 

п/п

Интеллектуальные качества

Оценка в баллах

1

Способность понять другого

7,4

2

Толерантность к инакомыслию, животным.

7,6

3

Самокритичность

7,1

4

Способность к саморазвитию

7,1

5

Творческая активность в эколого-валеологической направленности

7,1

6

Эрудированность

6,8

7

Способность к самоанализу

6,8

 

Средние показатели по группе

7,1

Влияние гражданских качеств на готовность педагога к эколого-валеологической образовательной деятельности( Игольницына Л.М.)

 

п/п

Гражданские качества

Оценка в баллах

1

Гуманизм, любовь к детям, природе.

8

2

Патриотизм

8

3

Независимость экологических убеждений

7,1

4

Принципиальность

7,2

5

Справедливость

7,6

6

Социальная эколого-валеологическая активность

6,9

7

Чувство долга, ответственность

7,7

 

Средние показатели по группе

7,5

 

            Проведенная нами диагностика готовности педагогов к эколого-валеологической образовательной деятельности, позволяет на основе самооценки личностных качеств: это гражданские, нравственные, интеллектуальные качества, а также базовых педагогических и эколого-валеологических знаний, умений, компетенций определить уровень готовности педагогов к эколого-валеологической деятельности.

Сравнивая данные, можно сделать следующие выводы:

  1. Среди личностных качеств наиболее значимое влияние на готовность педагогов к образовательной эколого-валеологической деятельности оказывают духовно-нравственные качества: такие как сопереживание (7,8), уважительность (8,2), совестливость (8.0).

Средний показатель по группе нравственных качеств составляет (7.7)

  1. Следующим по рейтингу значимости являются интеллектуальные качества: наименьшую значимость имеют такие качества, как эрудированность (6.8) и  способность к самоанализу (6.8). Наиболее значимым среди интеллектуальных качеств педагогов являются: способность понять другого, толерантность к инакомыслию (7.4, 7.6)
  2. Значимость гражданских качеств составляет (7.5). Среди гражданских качеств педагоги выделяют такие: любовь к детям, природе (8.0), патриотизм (8.0). Наименее значимым для учителей – социальная эколого-валеологическая активность (6.9).

4.     Анализируя уровень развития профессиональной и экологической культуры педагога, который составляет (7), выделяем наиболее низкий уровень знаний воспитательных систем и теорий, проектировочных (6.2, 6.1) и диагностических умений  (6.3). Проведенная оценка значимости личностных факторов готовности учителя к эко-валеологической деятельности, с целью осуществления эффективного воспитательного процесса, говорит о необходимости постоянного саморазвития и самосовершенствования личностных качеств , профессиональной и эколого-валеологической культуры педагога.

            Проведенный анализ готовности педагогического коллектива к реализации программы развития школы на начальном этапе подвел к необходимости повышения квалификации в области экологического и эковалеологического образования. В декабре 2013 - январе 2014 года на базе школы были организованы выездные курсы повышения квалификации педагогов, под руководством Игольницыной Л.М. доктор биологических наук, эколог-гигиенист, профессор ИПКРО.

            Был разработан общешкольный план работы с включением эколого-валеологической работы, но необходимо еще поработать над планами внеклассной эколого-валеологической работы учителей - предметников, и над планированием самой системы работы.

            В конце учебного года (2013 - 2014) и в начале 2014 - 2015 учебного года была проведена оценка эффективности воспитательных экологических мероприятий.

 

 ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МЕРОПРИЯТИЯ

(Игольницына Л.М.,2012)

№/№

Качественные характеристики

Показатели

Май 2014

Октябрь 2014

1.

Вовлечение учащихся в активную экодеятельность:

• Определены цели и задачи;

• Организованы действия учащихся по принятию цели экодеятельности

 

 

 

 

2.

Формы и методы обеспечили:

• Сотрудничество учителя и учащихся;

• Сотрудничество между учащимися;

• Воспитание положительных привычек и приемов поведения;

• Развитие классного коллектива

 

 

3.

Учет индивидуальных особенностей учащихся.

 

 

 

 

4.

Созданы условия, способствующие:

• Развитию качеств личности;

• Самопроявлению каждого учащегося

 

 

5.

Качество внешних отношений обеспечило:

• Экологию взаимоотношений;

• Уверенность учащихся в себе.

 

 

 

 

6.

Соответствие характера деятельности возрастным особенностям учащихся

 

 

 

 

7.

Рефлексия.

 

 

 

 

 

Эффективность экологического воспитательного мероприятия

89 - 94%

78-88%

            Проведенная оценка эффективности экологических воспитательных мероприятий показала средний и выше среднего уровни (установившийся и развивающийся уровни).

            В сентябре 2014 года был определен экспериментальный класс, в котором была проведена оценка уровня развития личности учащихся ("эколого-валеологическое тестирование" Игольницына Л.М.), которая показала, что в физическом развитии учащиеся имеют в основном отличное здоровье (70), лишь изредка сопровождаемые быстро проходящими заболеваниями. 20% учащихся имеют хронические заболевания, которые существенно снижают их трудоспособность, редко проявляют заботу о своем здоровье.

В учебной деятельности высокий уровень сознательности и прилежания по отношению к учебе имеют 70% учащихся, их мотив в учении - это получение новых знаний, заинтересованность в разноплановой новой информации, хорошо осваивают программный материал, с достаточным уровнем самоорганизации в учебе. 30% учащихся проявляют удовлетворительный и слабый уровень прилежания, присутствует мотивация изучения отдельных  предметов.

Психологическое здоровье учащихся, в частности, уровень конструктивного мышления соответствует возрастной норме (90%), внимание иногда бывает недостаточно устойчивым (40%), эмоциональные процессы сбалансированы, уровень развития способности к позитивному целеполаганию у 20% учащихся средний, что говорит о том, что они имеют внутреннюю потребность научиться позитивному целеполаганию, однако собственные навыки к этому в данный момент недостаточно сформированы. 90% учащихся имеют достаточный и высокий уровень развития коммуникативной компетенции. 10% - средний уровень, не всегда адекватно оценивают свои возможности и ситуацию.

Социальная готовность учащихся класса: культура поведения - 90% знают и соблюдают правила поведения, отвечающие требованиям общества, способны различать "плохие" и "хорошие" поступки, поддерживают отношения с ближайшими родственниками, осуждают сквернословие и избегают нецензурных выражений.

Наличие жизненных навыков и навыков самообслуживания: имеют ЗУНы по самообслуживанию и необходимые жизненные навыки 60% учащихся, 20% имеют неглубокое понимание важности труда, выполняют трудовые обязанности под контролем взрослых, случается и игнорируют.

Для исследования процессов памяти: запоминания, сохранения и воспроизведения, была использована методика А.Р. Лурия "Заучивание 10 слов". У 80% учащихся с каждым воспроизведением количество названных слов увеличивалось, у 20% график запоминания имел зигзагообразный характер, объем запоминаемого материала от повторения к повторению уменьшался, что свидетельствует о неустойчивости и колебаниях внимания.

 

Полученные данные свидетельствуют о том, что работа ведется на начальном уровне, практически по всем показателям.

В работе с экспериментальным классом для работы с отдельными детьми необходима индивидуальная эколого-валеологическая работа.

Педагогическому  коллективу необходимо осознание того, что каждый и

Вход на сайт
Сайты школы
  • МБОУ Баяндаевская СОШ
  • МБОУ Васильевская СОШ
  • МБОУ Гаханская СОШ
  • МБОУ Загатуйская СОШ
  • МБОУ Кокоринская ООШ
  • МБОУ Кырменская ООШ
  • МБОУ Люрская СОШ
  • МБОУ Нагалыкская СОШ
  • МБОУ Ользоновская СОШ
  • МБОУ Покровская СОШ
  • МБОУ Половинская СОШ
  • МБОУ Тургеневская СОШ
  • МБОУ Хатар-Хадайская СОШ
  • МБОУ Хоготовская СОШ
  • БАННЕРЫ ИОР
    Федеральный портал "Российское образование" министерство просвещения
    Обратная связь
    Решаем вместе
    Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
    Поиск
    Календарь
    «  Апрель 2024  »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
    1234567
    891011121314
    15161718192021
    22232425262728
    2930
    Архив записей
    Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024Бесплатный конструктор сайтов - uCoz